Чагода  

Кукушкин лен можжевельникоподобный

Таволга шестилепестная Filipendula vulgaris Moench

Таволга шестилепестная Filipendula vulgaris Moench

Таволга средняя

Таволга (спирея) иволистная - Spiraea salicifolia

Спирея японская (Spiraea japonica, Rosaceae)

Таволга обыкновенная (Filipendula vulgaris)

Таволга вязолистная Лабаздник вязолистный Filipendula ulmaria (L.) Maxim.Семейство Rosaceae — розоцветные Народные названия: медунка болотная, белоголовник, медуница

Чагодощенский музей истории и народной культуры

Икона Евфросина

Евфросин поклонный крест

Мегрино

Чагодоща (м. Глинное)

Медуница

kupina

окопник -http://ru.wikipedia.org/wiki/%CE%EA%EE%EF%ED%E8%EA

съедобен

Герань луговая

Чагода - стекольный край (п. Чагода)
Начиная со второй половины ХIХ века основу экономики края составляет стекловаренное производство. В начале ХХ века на трех стекольных заводах (1860 год – Покровский с/з, основанный помещиком Н. А. Бакуниным; 1897 год – Смердомский с/з, основанный дельцом Зыковым; 1926-32 гг. – Чагодощенский с/з), которые располагались в Белокрестской волости, работало 75,5% всех рабочих уезда.

Уникальный археологический комплекс Мегрино (д. Мегрино)
Комплекс представляет собой группу курганов VI-X вв. (Мегрино I) расположенных цепью вдоль левого берега р. Чагодощи. А также включает в себя селище к. I – н. II тыс. до н.э. (Мегрино- II), поселение I тыс. до н.э.- н. I тыс. н.э. (Мегрино-III) и селище X- XIII вв (Мегрино IV).
Уникальный археологический комплекс расположен на живописном берегу реки Чагодощи. Первые поселения возникли здесь уже 10 тыс. лет назад (в эпоху мезолита). Реликтовые сосны, величественные сопки и курганы хранят в себе тайны ушедших эпох. В ходе экскурсии вы познакомитесь с историей Ильинского Мегринского погоста, впервые упоминающегося в письменных источниках в 1581 году.

Объекты: 1. Сопочно-курганная группа VIII – XII вв.;
2. Неолитическая стоянка III тыс. до н.э.;
3. Сопочное поселение, место древнего металлургического производства XIV – XVII вв.
4. Место бывшего расположения часовни Рождества Христова.
5. Святой ключ (у бывшей часовни Иоанна Предтечи)

Ефросин Синозерский и основанная им Троице-Синозерская пустынь (д. Пустынь)
Всего один час езды от Чагоды и вы окажетесь на территории одного из особо почитаемых святых мест Чагодощенской земли. На протяжении четырех столетий Троице-Синозерская пустынь, основанная Евфросином Синозерским, была местом активного паломничества, сопровождавшегося чередой исцелений и чудес. Когда-то храмовый комплекс Пустыни считался одним из лучших образцов деревянного зодчества ХVII в. В настоящее время архитектурный ансамбль монастыря полностью разрушен. Благодаря усилиям детско-юношеского отряда «Ловитва», а также в результате историко-этнографических исследований, проведенных сотрудниками музея, удалось: установить местонахождение святого колодца и «вещей лужи», по преданию выкопанных Евфросином; выяснить расположение землянки Евфросина и восстановить часовню; благодаря рассказам старожилов реконструировать бытовавшую когда-то традицию совершения крестного хода к памятным местам, связанных с именем Евфросина; установить памятный поклонный крест на месте мученической кончины преподобного Евфросина Синозерского.

Credits:
http://www.nasled.org/forum/viewtopic.php?f=1&t=8131 - Священные языческие места Вологодчины
Чагодоща - http://fishingstars.ru/forum/showthread.php?p=1172
Чагодоща, Колпь, а русские язычники почитали дуб священным деревом

Деревни ДУБРОВО и ВОЛОСОВО расположены недалеко друг от друга южнее города Устюжна. Дубовые леса в старину были обычны в бассейнах рек Молога, Чагодоща, Колпь, а русские язычники почитали дуб священным деревом, воплощением Перуна. В таком случае любопытно соседство деревни Дуброва и с другой, в чьем названии слышится языческое название бона Велеса или Волоса. В пределах Вологодской области имеется несколько десятков деревень с похожими названиями: Дубровка, Дуброва, Дуброво, но не все из них связаны по происхождению с языческими именами. Дело в том, что в более поздний период термин «дуброва» в русских народных говорах применялся в значениях «лиственный лес, выросший на заброшенной росчити», «густой лес из деревьев разных пород». Языческий источник подобных топонимов может быть подтвержден лишь в тех случаях, когда о происхождении названия деревни известна какая-нибудь легенда с мифологическим содержанием, или рядом имеются другие языческие топонимы.

Деревня ГРОМОШИХА или ГРОМОШИБЛЯ стоит на высоком левом берегу реки Мологи чуть выше впадения в нее Чагодощи. Впервые в памятниках письменности деревня с названием в форме Громошибля упоминается еще в писцовой книге 1567 года. Места на вершинах холмов, куда часто попадали («шибали») молнии, у русских язычников посвящались бону грозы Перуну. Деревня, возникшая около этого места, получила характерное название Громошибля, которое затем упростилось до Громошихи.

Урочище РАДОВАН. Так некогда называлось место на берегу реки Чагодощи близ деревни Долоцкое. Упоминается данный топоним в Писцовой книге 1628 года. Название Радован, возможно, связано с такими понятиями, как «радуница», «радовница» - «поминки предков на Фоминой неделе». Этот обряд сохранился в христианстве из языческих верований. То, что происходило в этот день на кладбищах, а также в особых местах около них (Радованах?) так мало напоминало христианство, что многие священники старались как можно быстрее убраться оттуда и оставить народ наедине с верой своих предков.

Деревня КРЕСТЦЫ стоит на реке КАТЬ, на юго-западе Устюженского района. В самой деревне находятся знаменитые курганы-сопки и древнерусское городище X-XIII веков. Ясно, что название Крестцы появилось после обряда крещения населения данной местности. Миссионеры новой веры давали таким образом понять, что с «поганой» верой, во времена которой людей хоронили в курганы, покончено, по разумению христиан, навсегда. Однако они ошиблись…

Деревня ЖОРНОВЕЦ находится в четырех верстах от Дедовца. В Чагодощенском районе находится деревня с похожим названием - ЖЕРНОВИЦЫ, а в Бабаевском - гора ЖЕРНОВКА. «Жерновом» в старину называли ручную мельницу с камнем, на котором растирали зерно. Места, где добывали такие камни, могли быть названы Жерновец, Жерновицы и Жерновка, но в языческих верованиях древних русичей жернов символизировал богатство, а на некоторых святилищах имелись круглые камни с отверстием посередине, куда приносились жертвенные предметы. Поэтому вторая версия в отношении происхождения упомянутых выше топонимов может быть связана с язычеством, хотя для ее подтверждения требуются дополнительные факты, прежде всего из области археологии.

Деревня ПЯШНИЦА находится на юго-западе района, в междуречье Миги и Андоги, на песчаном сухом острове посреди обширных болот. Скорее сего, современная форма топонима является результатом фонетических изменений первоначального названия Пятница. Похожих топонимов в Вологодской области единицы, все они связаны с христианским культом Параскевы Пятницы, во имя которой ставились и часовни, и церкви. Однако Пятница у православных заменила собой главное женское божество славян - Макошь (Мокошь). В ее имени соединяются мотивы пряжи, исконно женского занятия, воды-влаги. Деревянными, часто сильно стилизованными фигурками Макоши украшали колодцы, родники. В деревне Пяшница всю воду население получало только из колодцев, в колодцах же замачивали лен перед тем, как пустить его в ручную обработку. На одном из колодцев в центре деревни была антропоморфная фигурка, вероятно, изображавшая язычески-христианскую Пятницу-Макошь.

Камень ВОЗДВИЖЕНСКИЙ лежит на краю гигантского болота в междуречье Миги и Андоги, на юго-западе района. Неподалеку находятся полузаброшенные ныне деревни Пяшница, Ключи, Искрино. Размеры камня - 6 метров в длину и 4 в ширину. В высоту он почти в два человеческих роста. На поверхности валуна выделяются полосы из более твердой горной породы. Когда-то здесь была часовня. Особенно много народу собиралось у камня на Воздвиженье (14 сентября по старому стилю). Есть сведения, что культ этого камня был связан с лошадьми, то есть первоначально это мог быть идол Велеса. В результате археологических раскопок у Воздвиженского камня под руководством череповецкого археолога А. В. Кудряшова на глубине около 1 метра был обнаружен небольшой фаллический идол, что лишний раз подтверждает языческую основу почитания этого валуна.

Деревня НАВЬЯ ГОРА стояла еще в середине XX века в центре района. В русской языческой мифологии навью именовалось воплощение смерти. Существовал особый Навий день, когда поминали всех умерших. В христианские времена его приурочили к последнему четвергу Великого поста. Сказки, мифы и предания почти всех славянских народов сохранили в себе «страшные» истории о навьях, т. е. мертвецах, выходящих из могил. Подобная интерпретация древнейших сюжетов, конечно же, связана уже с христианскими временами. По древнейшим же язычески верованиям мир делился на три части: Явь, Правь, и Навь. Последняя была всего лишь миром духов, тревожить который не поощрялось, а вот поминать своих предков, помнить о своих дедах-прадедах было просто необходимо. Скорее всего и у вытегорской деревни Навья Гора некогда имелось языческое кладбище, память о которой до наших дней донесло лишь название

Природные ресурсы района

Климат Чагодощенского района, как и всей западной части Вологодской области, умеренно-континентальный, с умеренно теплым летом и умеренно холодной зимой.
63,9% территории района занимают леса, они состоят из хвойных пород - ели и сосны и мелколиственных - березы, осины, ольхи и др. 17,4% занимают болота, 7,7 % сельскохозяйственные угодья, из них 10221 га пашня (4,2%).
Разнообразна флора района. Ботаническими экспедициями описаны и собраны в гербарии 500 видов растений, из них 173 редких, 159 лекарственных растений.
Особый интерес с геологической и ботанической точки зрения представляет местечко Глинное, поставленное на учет как геологический памятник "Аномальное меандрирование русла реки Чагодоща".
Все реки, протекающие по территории района, являются притоками Мологи, и через неё принадлежат бассейну Волги. Основные водные артерии района это река Чагодоща с притоками Смердомка, Горюн, Лидь, Внина и река Кобожа с притоками Белая, Чёрная, Веучь.
Леса изобилуют грибами и ягодами. Из животных наиболее распространены лось, кабан, бурый медведь, рыжая лиса, волк, рысь, куница, горностай, хорь чёрный, заяц, бобр и другие; из охотничьих видов птиц: глухарь, рябчик, тетерев, белая куропатка, утки. В реках и озёрах водятся щука, лещ, плотва, окунь, карась, язь и другие виды рыб.


Природоохранные зоны раойна
Общая площадь особоохраняемых территорий - 9035 га.

Особо охраняемые природные территории:

Ландшафтный заказник "Ратца" (площадь 3201 га.)- типичный для юго-запада области природный комплекс с разнообразными типами леса, верховыми болотами;
Рекреационный ботанический заказник "Падун" (площадь 1213 га.);
Ландшафтный заказник "Чагодощенский" (площадь 4524 га);
Природный резерват местного значения "Старая Пустынь" (площадь 97 га.) - создание природного резервата обусловлено необходимостью сохранения в неизменном виде культурно- исторического местечка "Старая Пустынь", связанного с именем преподобного Евфросина Синозерского.

Таволга
Торфопредприятие «Дедово Поле»
next

Hosted by uCoz